Мой опыт

Выступление на августовских педагогических чтениях 2012 год.

Когда предложили выступить на педагогических чтениях, я решила, что моё выступление коснется темы, которая требует от нашего общества серьёзного понимания и решения проблем детей с ограниченными возможностями.
Я посчитала, что имею право порассуждать на эту тему, так как с этой проблемой столкнулась в своей работе, в последних двух наборах в классах учились дети с ограниченными возможностями.

Тема выступления: «Проблемы инклюзивного образования в рамках общеобразовательной школы.»

Инклюзивное образование. Это направление в образовании вызывает большой интерес, об этом очень много говорят, но истинного понимания, как решать эти проблемы детей с особыми возможностями, еще пока нет. Это направление находится в стадии разработки.
Модель, которая возникает в классах, работающих по технологии «Школа развития индивидуальности» (автор технологии Степанова В.В.), появилась, когда к нам потянулись дети с ограниченными возможностями. До этого работать в этом направлении мы не собирались.
Конечно, эта модель тоже находится в стадии разработки, но уже есть некоторое понимание, как это может быть.
Прежде, чем говорить о наших наработках ,мне хотелось бы сказать о том, что при появлении в классе детей с ограниченными возможностями, у меня, естественно, возникло желание узнать поподробнее, что же такое инклюзивное образование, какая существует нормативно-правовая база этого направления в образовании.

Инклюзив – включение.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию.
Инклюзивное образование – это процесс общего образования, который подразумевает доступность образования для всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями.
За рубежом это направление разрабатывается с 1970х годов.
В США и Европе существует несколько подходов при обучении детей с ограниченными возможностями.
I  МЕЙНСТРИМИНГ – ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, досуговых программах.
II ИНТЕГРАЦИЯ – приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями- в соответствии с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них.
III ВКЛЮЧЕНИЕ или ИНКЛЮЗИЯ – это реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.


В западных странах школы заинтересованы в увеличении числа учащихся с особыми потребностями, так как они получают бюджетное финансирование на этих детей.
В России первые инклюзивные образовательные учреждения стали появляться на рубеже 80х-90х годов. До этого, как я узнала позже, проблемами таких детей занимались медицинские учреждения.
В 1991 году в Москве организуется школа инклюзивного обучения «Ковчег» (№1321). Здесь были собраны дети с аутичным поведением.
Но это уже не инклюзивная школа, ее скорее можно назвать специализированной,так как ,по мнению психологов , если в школе даже около 50 % детей с ограниченными возможностями, то это уже специализированная школа.
По рекомендациям же психологов в инклюзивной школе должно быть не более 10% детей с ограниченными возможностями. В каждом классе не более трех детей. При этом у каждого из них должно быть заключение медико-психологической и педагогической комиссии.
1992 год – реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Открываются 11 экспериментальных площадок по интегрированному обучению.


Инклюзивное образование регулируется:
- Конституцией РФ;
- Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о Защите прав человека и основных свобод;
- 2008 год. Россия подписала конвенцию ООН «О правах инвалидов»
статья №24. «В целях реализации права на образование государства участники должны обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.»
Ратификация (утверждение) должна быть осуществлена до 2009 года.

В Москве 1500 школ. 47 из них заявлены как школы с инклюзивным образованием.

Инклюзивные школы должны быть по - особому оборудованы.
Вход в школу.
- Пандусы, поручни, бортики.
- Двери открываются в противоположную сторону от пандуса.
- Обязательна кнопка звонка.
- Яркая первая ступенька.
- Дверь выкрашена яркой краской.
Коридор.
- Поручни.
- Широкий коридор.
- Дверные проемы 80-85 см.
- Подъемники.
А в классах пол должен быть разного цвета и так далее.
Только когда все это будет возможно?
А на сегодня некоторые специализированные школы получают немалую государственную поддержку.
Сегодня мы можем говорить о коррекционной педагогике .
- специализированные школы
- интернаты
- коррекционные классы в общеобразовательных школах
- домашнее и индивидуальное обучение
- дистанционное обучение
Если это считать инклюзивом, то соответствует ли все это принципам инклюзивного образования?
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижением прогресса скорее может быть в том, что они могут, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
А если мы говорим о том, что инклюзив исключает любую дискриминацию, то лишение ребенка нормального общения, исключает возможность его развития.
Мы предлагаем один из механизмов, направлений для решения проблем, связанных с обучением детей с особыми потребностями.
Это открытая школа семейного типа, в основе которой лежит гуманистическое направление, используется интегративный подход.
Школа, где выстраивается среда адаптивная к культуре. Говоря о среде, мы имеем, прежде всего, образ мысли, определенный дух, который должен царить в коллективе.
Организатором этой среды должен стать учитель, имеющий четкую направленность на ребенка, имеющий твердую веру в его силу, в возможность его восстановления.
С чего начинать? Работа с родителями и всем коллективом. Показываем им все преимущества, то, как они все вместе взаимообогащают друг друга.
Дети с ограниченными возможностями - это люди, умеющие радоваться жизни. Они цепляются за эту полноценную жизнь, заставляя нас по-другому воспринимать действительность. Они заражают нас позитивом.
Они в какой-то степени являются и ограничителями. Мы становимся рядом с ними более тактичными.
Такт – это прикосновение, чувство меры.
Тактичность – бережность, чувство меры.
Очень важно не жалеть детей с ограниченными возможностями, а давать возможность стать умелым и способным. Дети в классе становятся более чувствующими, более добрыми, умеющими не жалеть, а в любой момент оказаться рядом, чтобы подстраховать и помочь, но  только тогда ,когда это действительно необходимо.
Ты не имеешь права лениться, говорить, что я не могу, когда рядом тот, кому действительно все  нелегко дается, кого нельзя даже словом обидеть. Поэтому в классе слово инвалид у нас запрещено!
При работе в классе, где есть дети с особыми возможностями, возникают и сложности. Я хочу рассказать о тех сложностях, которые возникли в моих классах.
1.          Необходимость  постоянно удерживать отношения между детьми, направляя их в позитив. Это легче делать, если есть понимание среди родительского коллектива. А оно возникает только тогда, когда каждый родитель,  имеющий здорового ребенка  , готов видеть  и понимать ,что ребенок с особенностями здоровья  не мешает развитию их детей , а делает их сильнее.
 

2.          Общественное мнение. Его очень сложно преодолевать, так как, когда ты не жалеешь ребенка, а позволяешь ему самому падать, подниматься, ползти, а всем в это время хочется помочь, пожалеть. Сколько нелестных слов, взглядов пришлось испытать на себе, прежде, чем окружающие поняли, что человек может только сам научиться ходить, что это только его воля. Только благодаря правильному отношению к ребенку с особыми возможностями, в нашем 1 классе этот ребенок научился ходить.
3.          Родители детей с особыми возможностями, видя хорошее отношение к ребенку, улучшение, перестают помогать, оставляя ребенка полностью на учителя. Они считают, что у них появилась возможность пойти на работу.
Иждивенческая позиция родителей развращает детей. У родителей возникает злость, если им не помогают. Им кажется, что весь мир им должен.


Что же дает эффект оздоровления?

Большое значение в достижении успехов у детей с особыми возможностями играет работа в группах. Если  идет работа в группе, то исключить из группы никого нельзя, вся группа встает для ответа, и ты поднимайся, как хочешь, но ты должен стоять вместе со всеми. Это непросто, но и группе в это время не легче. Все мы знаем, как трудно детям в начальной школе сдерживаться, терпеть. Но работает группа, и все ждут,  когда же поднимется член их команды. Не хватило терпения, возмутился, группа не выступает. А так ответить хочется. Значит, в следующий раз они обязательно дождутся. Так у группы появляется терпение.
Мы не лечим, не восстанавливаем, а максимально развиваем способности каждого ребенка. Именно поэтому и идет восстановление.
Ребенок социализируется в классе (2 года). А дальше ребенку необходимо дать возможность заново пройти обучение. Этот процесс проходит безболезненно, так как у классов, работающих по технологии Степановой В.В. «Школа развития индивидуальности», единое пространство. Совместные праздники, экскурсии, совместные поездки в лагерь «Тимуровец», «Пионер», спортивные мероприятия между классами, полный день, совместные прогулки. Все включены, все полноценные участники, все и всё направлено на процесс.  Сейчас это  осуществить  сложнее ,т.к.все говорят о специально организованной среде.
Говорим про организованную среду. Но это не обязательно пандусы, подъемники и так далее. Обходимся и без этого, но в классе специально организованная среда с комфортной двигательной и свободной позицией (работа не за партами, не скучное выполнение упражнений).
Ребенок в ситуации мобилизации только тогда, когда это необходимо для деятельности.
Это позволяет восстановить недоразвитие сенсорики, физических недостатков.
Инклюзия заключается в том, что весь педагогический процесс идет от ребенка.
Конечно, направленность педагогического процесса , особый дух, образ мысли – это главное.

Но хотелось бы и простых человеческих условий:
1.              Мы бы не отказались от массажиста.
2.              Логопеда.
3.              Не говорим о многих приспособлениях, но, элементарно, оборудовать туалет необходимо.
Но отсутствие всего этого не мешает детям восстанавливаться и в этих условиях.
Инклюзивная школа должна быть. Нельзя собирать вместе детей с ограниченными возможностями, так как в таком коллективе нет ценностных установок на здоровое общество.







Зимние зарисовки. 4 класс: сценарий семейного Новогоднего праздника. Сочинения "Снежинка", "Зимняя сказка".





6 комментариев:

  1. Вера Павловна,здравствуйте! прочитала ваше выступление-статью. Очень тронута этой проблемой. Всё, что касается детей и серьёзных проблем, меня волнует. В.В. Степановой я немного знакома. Воодушевлена её выступлениями. Вам спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Вера Павловна, спасибо за Ваш опыт. Интересная , откровенная статья.

    ОтветитьУдалить
  3. Тема очень актуальная. Вера Павловна, Вы затронули ту тему, которая не может не волновать! Спасибо за Ваш труд. Желаю исполнения ваших желаний в работе с детьми с ограниченными возможностями.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо большое за комментарии.

    ОтветитьУдалить
  5. Добрый день, Вера Павловна! Очень интересный у Вас сценарий Новогоднего праздника - дети не только встретят Новый год, но и узнают о том, как его встречают в других странах. Творческие работы детей выразительные, яркие, эмоциональные. Дети с таким богатым воображением, с таким великолепным владением слова достойны высшей похвалы. Спасибо, что поделились своим опытом работы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна Георгиевна! Самое главное заключается не только в том, что дети узнают много нового, а в том, что это семейный праздник. Семьи объединялись в группы, чтобы представить какую-либо страну, искали материал, репетировали, шили костюмы, готовили различные блюда. И, наконец, это полноценное общение, которого так не хватает и детям, и взрослым. Именно поэтому все праздники в классе и выезды за пределы школы семейные. Это не просто развлечения, а повод открыть для себя. что-то новое.

      Удалить